понедельник, 30 июня 2014 г.

Юрий Кувалдин "Дмитрий Тугаринов - Борис Диодоров: высокое искусство в Литературном музее"



Александра Голубева, искусствовед, куратор выставки, проделала огромную работу по созданию уникальной в своём роде экспозиции выдающихся мастеров скульптуры и графики - Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова.

Дмитрий Никитович Тугаринов родился 5 февраля 1955 года в Москве. Заслуженный художник РФ, действительный член Pоссийской Академии художеств (2007). Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, в музее А.С.Пушкина и во многих других. Участник более 400 выставок в России и за рубежом. Произведения знаменитого современного скульптора - от Набора для дуэли (1988) до памятника полководцу Суворову, установленному в 1999 г. на перевале Сен-Готард в Альпах. Скульптора Дмитрия Тугаринова интересует игра во всех ее проявлениях. Игры детей во взрослых: маленькая девочка пытается идти в маминых туфлях, учится сохранять равновесие - Туфельки (1994). Игры взрослых в оккультизм и мистические откровения - Запретные игры (1997). Игры людей в сверхлюдей - Величие (1984), это пустотелая фигура диктатора (быть может, дух Наполеона?) на коне, движение которого останавливает столь же бестелесная фигура женщины...

Борис Аркадьевич Диодоров  родился 21 ноября 1934 года в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Народный художник России. Автор иллюстраций к многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, «Винни-Пуху» А. Милна, «Удивительному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова, «Народным рассказам» Л. Толстого, «Малахитовой шкатулке» П. Бажова. Проиллюстрировал более 300 книг, выходивших в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах.  Работал главным художником издательства «Детская литература». Персональные выставки Бориса Диодорова проходили в Москве, Токио, Берлине, Копенгагене, Вашингтоне, Нью-Йорке.

Вот что интересно на выставке скульптуры Дмитрия Тугаринова и книжной графики Бориса Диодорова в Литературном музее - всё записано, и рассуждать о бессловесном искусстве мы будем словами, и мыслить про себя об увиденном и услышанном будем словами (бессмертное Слово как вечный двигатель, не имеющий ни времени ни пространства).
Скажем, Диодоров не упустил ни слова, ни тональности, ни даже подтекста из произведения волшебницы Лагерлёф. При работе над книгой он рука об руку с типографским печатником подгонял формы «Нильса», дабы цветовое решение было нестандартным. Эта кропотливая работа дала свои результаты: книга «Приключения Нильса» была по достоинству оценена современниками. Но еще более важно то, что она стала смысловым и стилистическим связующим звеном между советской школой иллюстрации и художественными начинаниями мирискусников и близкого к ним Ивана Билибина. Исследователи творчества Диодорова отмечают, что иллюстрация воспринимается им (как и Бенуа, и Добужинским, и Билибиным) как остановка в движении, как сцена, как вновь показанное зрителю - вдохновляющее, полисемичное, захватывающее, буквально гипнотизирующее. С годами почерк Диодорова приобретает утончённую изящность, ювелирную изысканность. Большое искусство всегда радостно, говорил Максимилиан Волошин. Пусть жизненный материал, воплощенный в произведении, будет трагичен, но сама художественная ткань его, сама позиция автора содержат жизнеутверждающую концепцию. Именно этим свойством радости обладают произведения Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова.
МАНДЕЛЬШТАМ ТУГАРИНОВА
Отравлен хлеб, и воздух выпит. Ты приглашаешься на казнь. Психологический сверхреализм Осипа Мандельштама диктует Дмитрию Тугаринову экспрессию поэтической строки в бронзе. Птичий образ преследовал поэта, готовил к удалению подалее с этого света, где правят узколобые казарменные люди. Мгновения взмаха ресницы хватило, чтобы отобразить в несочетаемых столкновениях слов симфонию души. Звук отстает от изображения, губы на полуслове открыты. "Век мой, зверь мой, кто сумеет//3аглянуть в твои зрачки и своею кровью склеит//Двух столетий позвонки?.." Я давно заметил, что Дмитрий Тугаринов всеми нотами души настраивается на выдающееся литературное произведение, и оно начинает скульптурно звучать симфоническим оркестром в камне ли, в бронзе, в любом, казалось бы, немотствующем материале по воле поэтически пульсирующего сердца.
На снимке (слева направо): скульптор Дмитрий Тугаринов, Голова писателя Кувалдина работы Дмитрия Тугаринова, писатель Юрий Кувалдин.
Фото Сергея Фомичёва
16 июня 2014 года в Литературном музее на Петровке открылась выставка скульптора Дмитрия Тугаринова и художника Бориса Диодорова.
От Полянки я прошел Хвостовым переулком к Якиманке, подземным переходом перешел на ту сторону, к Бабьегородскому переулку, которым спустился к Парку искусств. Шел легкий снежок. Бронзовые фигуры “Туфельки”, “Березка” моего друга Дмитрия Тугаринова смотрелись в морозец еще лучше.
Ваяет спонтанно и свободно, так и нужно творить, как это делает выдающийся мой друг скульптор Дмитрий Тугаринов, любящий читать книги писателя Юрия Кувалдина. Однажды прихожу к нему в мастерскую во Владыкине, а Митя спускается с антресолей из-под потолка с моей книгой "Избушка на елке", смотрит туманно и говорит:
- Под сильным впечатлением от шофера-татарина…
Мастерская поражает огромными размерами. Кран-балка с тяжелым крюком. Верстаки с массивными тисками. Молотки, кувалды, зубила, напильники. Токарный станок. На стеллажах - множество камерных скульптур. А по всей мастерской высятся новые работы, одна больше другой - в гипсе, в воске, в глине…
Суворова делал Митя с посмертной маски, воскрешал силу духа, превосходство духа над плотью. У великого скульптора Дмитрия Тугаринова всегда необычные ходы, зигзаги, нелогичности, своеволие, смелость, азарт, неподчинение авторитетам. И ежедневный труд. Слава - это непрерывное усилие.
Тугаринов без шутки, без юмора не обходится. Вообще, он веселый человек. Есть у него пушка бронзовая. Настоящая. Фитиль вставляете и стреляете. Раздается оглушительный залп. Тугаринов грузит пушку в машину и везет, допустим, на открытие выставки под открытым небом в Парке искусств. Как выстрелит, так публика вся замирает сначала от испуга, а потом вопит от восторга. Но сначала - чтобы дух захватывало! Тугаринов любит и одеваться с чудинкой по таким случаям, как вернисаж или еще каким важным событиям. Так это наденет фрак с бабочкой и... сапоги…

На снимке (слева направо): скульптор Дмитрий Тугаринов, писатель Юрий Кувалдин, художник Борис Диодоров.
Фото Сергея Фомичёва


МАСТЕР КНИЖНОЙ ГРАФИКИ БОРИС ДИОДОРОВ
С детства у меня выработался какой-то неправильный вкус - я не любил книги с картинками. Хотел быстро взрослеть и проникать в буквы, бегая по которым глазами, во мне возникали мои иллюстрации, с тоном, с динамикой, с глазом, с улыбкой. Выражение: «Он только картинки в книгах разглядывает!» - считалось убийственным. И страшно сказать - я не любил Андерсена. Полагая, что это чтение для всех. Видимо, поэтому я сразу приступил к чтению Канта.  Поэтому иллюстрации Бориса Диодорова я рассматриваю без Андерсена. Вижу, что художник мне нарисовал, и составляю собственное мнение. Жаль, что Диодоров не работает на холсте в масле. А там бы он мог развернуться. Линии, фигуры, мир иллюзий. Блок его интереснее Андерсена. Вообще, мне нравятся художники, которые идут поперёк общепринятым вкусам. При всём при том, Диодоров великолепный мастер книжной графики. Прописывает ювелирно каждый взмах руки или крыла, наполняет морскую воду солнечным светом, делает осязаемым воздух с парящими птицами. Он много иллюстрировал: и Милна, и Лагерлёф, и Толстого, и Бажова… Оформил более 300 книг. Его работы можно долго рассматривать, ибо они сотканы из мельчайших художественных деталей.
Иллюстрация Бориса Диодорова к "Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлёф.

Писатель Юрий Кувалдин читает Осипа Мандельштама:
Я буду метаться по табору улицы темной
За веткой черемухи в черной рессорной карете,
За капором снега, за вечным, за мельничным шумом...

Я только запомнил каштановых прядей осечки,
Придымленных горечью, нет - с муравьиной кислинкой,
От них на губах остается янтарная сухость.

В такие минуты и воздух мне кажется карим,
И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,
И то, что я знаю о яблочной, розовой коже...

Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,
B плетенку рогожи глядели колючие звезды,
И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.

И только и свету, что в звездной колючей неправде,
А жизнь проплывет театрального капора пеной;
И некому молвить: "Из табора улицы темной..."
Но Тугаринов молвит...

Фото Сергея Фомичёва

Скульптор Владимир Буйначёв: "Личность Тугаринова уникальна, оригинальна, стихийна..."
Фото Сергея Фомичёва

Тепло приветствовали выставку Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова коллеги и почитатели их изысканного таланта.
Фото Сергея Фомичёва


Доктор искусствоведения, профессор Суриковского института Игорь Светлов с сердечной теплотой рассказал о творчестве Бориса Диодорова и Дмитрия Тугаринова.
Фото Сергея Фомичёва
Искусствовед Пётр Баранов, сын скульптора Леонида Баранова, отметил концетуальную остроту сближения предметного мира с логосом, неразрывного единства материального и идеального.
Фото Сергея Фомичёва
Скульптор Леонид Баранов предложил Осипу Мандельштаму, работы Дмитрия Тугаринова, вырасти из миниатюры до размера памятника и шагнуть на одну из главных площадей столицы.
Фото Сергея Фомичёва
Действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ Геннадий Провоторов сравнил Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова с великой плеядой поэтов и художников Серебряного века.
Фото Сергея Фомичёва
Искусствовед Григорий Климовицкий развил мысль о неповторимой художественной индивидуальности Дмитрия Тугаринова.
Фото Сергея Фомичёва
Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доктор искусствоведения Ольга Калугина проанализировала особенности творческого почерка книжного графика Бориса Диодорова.
Фото Сергея Фомичёва.
Заведующая отделом выставок Государственного Дарвиновского музея, искусствовед Яна Шклярская отметила композиционное единство скульптуры и графики экспозиции.
Заведующая отделом выставок Государственного Литературного музея Наталья Папанова, отметив оригинальность выставки скульптуры Дмитрия Тугаринова и графики Бориса Диодорова в литературном музее, поделилась планами музея, которому выделены помещения для храненилища в Шелапутинском переулке, и ожидается новое помещение для самого музея, поскольку на этом настаивает духовенство Высокопетровского монастыря.
Фото Сергея Фомичёва
 
"Наша улица” №176 (7) июль 2014