четверг, 18 февраля 2010 г.

Нина КРАСНОВА о творчестве художника Александра Трифонова

Я помню, как в феврале 1999 года первый раз в жизни попала на выставку молодого московского художника Александра Трифонова, на вернисаж, который состоялся в галерее "На Каширке". Выставка называлась "Конец идеологий", и в этом было что-то от футуристической "Пощечины общественному вкусу", а вернее - пощечина официозному искусству, выпад против него и предрекание ему конца, как и официозной идеологии.
Выставка потрясла и ошеломила меня сильнее, чем если бы явление нового Пикассо, Малевича, Кандинского народу. На ней было выставлено для обозрения около ста картин, и все они говорили о том, что в мир пришел новый художник, не похожий ни на кого из всех, которые были до него. Художник со своим собственным, нестандартным взглядом на мир, со своим собственным видением, чувствованием, осмыслением и отображением этого мира, и со своим собственным миром, который он создал, сотворил сам, как Бог, кистями и красками.
"Самое главное для художника - создать свой мир", - сказал потом Александр Трифонов, выступая на страницах самого первого - "пилотного" - номера журнала "Наша улица".
Что мне бросилось в глаза на картинах Трифонова в первую очередь и что больше всего привлекло меня в них?
Любимые мной цвета картин - яркие, насыщенные, чистые, как на иконах, отчего картины кажутся выполненными не маслом, а темперой. Любимые мной сочетания этих цветов и вариации этих сочетаний - красный с черным, желтым и синим, черный с коричневым и салатовым или изумрудным... Чистое, без мазни, наложение этих цветов на грунтованный холст, чистая и лаконичная манера письма, без излишеств, четкость и красота линий и форм. Отступление от фотографичности, антифотографичность и некая "неправильность" изображения людей и предметов, с отклонением от нормы. Элементы любимого мной примитивизма, дадаизма и импрессионизма. Поиск чего-то своего, нового в искусстве. Авангардность Трифонова. Индивидуальная авторская печать, свое клеймо на всех его картинах.
Мир Трифонова - это не старательная, подслащенная, подретушированная, как бы улучшенная (а на самом деле ухудшенная) фотокопия реального мира, окружающей нас реальности, а это совершенно иная, новая - вторая, высшая - реальность, которая для художника и есть главная, настоящая и более реальная, чем та, которая считается таковой...

Текст: нина краснова