воскресенье, 4 января 2009 г.

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ - ПЕТР I ИСКУССТВА









Смелость, мощь и гений позволяют Зурабу Церетели быть Петром Первым искусства. Его работы всегда есть и были грозой обывателям. Новое всегда нарушает традицию, покой и благополучие граждан. Без рывка так бы и тлел еще Советский Союз. Но авангард не дает жизни превратиться в болото. Зураб Церетели возглавил Академию и преобразовал ее. Распахнул окна не только в Европу, как Петр, но и во все стороны света. Пустил в Академию молодежь. Выдающемуся мастеру монументальной скульптуры Зурабу Церетели исполнилось 75 лет. Он родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Один из авторов журнала Юрия Кувалдина "Наша улица" профессор Слава Лён писал: "Зураб Церетели изначально работал в новом языке, методах и полистилистике Постмодернизма. Он иронизировал в римско-имперском стиле, изображая Петра Великого. На грани пародирования барокко удерживал он великолепного Бальзака в объёме его 98 романов "Человеческой комедии". Руки по швам классицизма держит его де Голль Памятника в Москве. Карнавальная по своей сути инсталляция "Добро побеждает зло" в Нью-Йорке превращает поп-арт совецких ракет СС-20 и американских Першингов с классическим Георгием - Победоносцем в постмодернистскую целостность синкрета. А лапидарность его вроде бы тавтологической "Слезы скорби" в Нью-Джерси (США) сразу вошла в канон. Чего? - в канон рецептуализма. Искусства "второй рефлексии" Третьего тысячелетия". Он всегда нов. Постоянно авангарден. Так и должен жить художник. Так живет и творит молодой художник Александр Трифонов, который на более чем 40 лет его моложе. Но это не говорит о каком-то поколенческом подходе Зураба Константиновича к талантам. Когда писатель Юрия Кувалдин беседовал с Зурабом Церетели в его огромном кабинете в Академии, то признанный мастер воскликнул: "О, Саша такой же смелый, как я, делает то, что хочет". Церетели держал в руках альбом Александра Трифонова и, перелистывая страницы, рассматривая репродукции, приговаривал: "Хороший художник". Сидевший неподалеку за столом заседаний академик Таир Салахов согласно закивал головой и подтвердил: "Очень хороший художник Трифонов". После этого вопрос о проведении выставки Александра Трифонова в залах Академии был решен. С 28 сентября по 9 октября 2005 года состоялась Персональная выставка "Художник Александр Трифонов на сцене вечности" в Российской Академии художеств на Пречистенке. Мастер живет в веках.

Юрий КУВАЛДИН