Я
СПРОМИЛ У ТИМОФЕЕВСКОГО О ПАСТЕРНАКЕ
..."Я
постучал. Послышались шаги, дверь открылась. На пороге стоял человек с седой
косой челкой, с широко посаженными восточными глазами, со скуластым и с большой
нижней челюстью лицом: сам Пастернак! Первое, что он спросил: "Вы не
студенты литинститута?" Мы говорим - нет. "Ну, тогда
проходите!". Я говорю: "А почему вы спросили про литинститут?" -
"Да, студенты литинститута на днях тут приезжали, били мне стекла
чернильницами-непроливашками... Протестовали" Он провел нас по коридорам и
комнатам, в одной из которых мы заметили двух каких-то дам, в самую дальнюю
комнатку. Потом я узнал, что в ней он умер..."
Искусство
- способ бегства от жизни (романтизм), приготовления к смерти (Пастернак о
Шопене) и ее преодоления (Пушкин: “...и тленья убежит”). Но оно и способ
познания действительности - “зеркало, с которым идешь по большой дороге”
(Стендаль), воплощение абстрактного в конкретном (Гегель), мышление в образах
(Белинский)... Вот Белинский-то мне ближе всего и, на мой взгляд, точнее
прочих. Если и есть Бог (в том виде, в каком нам Его изобразили древнееврейские
писатели), то Он уж точно мыслит в образах (людях), дополняя эти неисчерпаемые
образы флорой и фауной.
А вот как мыслит себе искусство Тимофеевский, причем не сегодняшний, а тридцатилетний (стихотворение датировано 1963 годом):
А вот как мыслит себе искусство Тимофеевский, причем не сегодняшний, а тридцатилетний (стихотворение датировано 1963 годом):
Хочу
хоть раз постигнуть мир,
А там весь век лежать в падучей.
Хочу уверовать на миг
В единственность своих созвучий.
Но стих не передаст мечты.
Быть может, смысл в напрасном тщеньи -
Чем тоньше схвачены черты,
Тем отдаленней воплощенье.
А там весь век лежать в падучей.
Хочу уверовать на миг
В единственность своих созвучий.
Но стих не передаст мечты.
Быть может, смысл в напрасном тщеньи -
Чем тоньше схвачены черты,
Тем отдаленней воплощенье.
Я бы
перефразировал последние - гениальные! - строки так: чем ближе к объекту, тем
опаснее неузнавание. И с другой стороны, - что говорит о глубине постижения
предмета Тимофеевским, - чем тоньше черты, тем меньше людей, ценителей,
способных воспринять эту утонченную красоту. Искусство в разнообразии - вот,
что можно тут еще сказать.
Юрий
КУВАЛДИН