Юрий
Кувалдин
ДОМ, ГДЕ ЖИЛ БУЛГАКОВэссе
Михаил Булгаков на балконе писательского дома в Нащокинском переулке.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Режиссерская
работа Владимира Мелетина «Мой сосед - М.Булгаков», показанная по каналу
«Культура» 14, 15 и 16 августа, подлежит самой высокой оценке, не
говоря о том, что он выдающийся оператор. Правда, в этом фильме снимают
и знакомые мне по Шаболовке первоклассные операторы Марина Голдовская и
Игорь Мордмиллович. Как всегда великолепна остротой взгляда Мариэтта
Чудакова, близко знавшая Елену Булгакову. И, конечно, верх берет Осип
Мандельштам своими непревзойденными строками об этом доме:
Квартира тиха, как бумага -
Пустая, без всяких затей, -
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Пустая, без всяких затей, -
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
И вузовской песни наглей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.
Ноябрь 1933 года
У Владимира
Мелетина есть поэтическое чувство монтажа. Вообще, мне кажется, он
снимает с одного дубля, чтобы не путаться во многих повторах. Стык дает
знак. А в знаке проявляется философская глубина, переходящая к
изображению, подобному живописи. Уже по первому фильму из серии «Мой
сосед - М. Булгаков» видно, что Владимир Мелетин пошел по новому пути в
освещении уже достаточно известной темы. Соотношение места и текста
дано в преломлении открытия. Места нет, а текст остался. Дом в
Нащокинском переулке (ул. Фурманова) сломали в 1978 году, но «Мастера и
Маргариту» сломать нельзя.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Два этажа
коммуналок, и надстроили три этажа отдельных квартир для писателей.
Литература на экране – дело невосполнимое. Идеальный показ литературного
произведения – это текст идущий по всему экрану и медленно
поднимающийся на «барабане», чтобы читатели могли этот текст прочитать.
Слово - полисемично, многослойно, и зависит от степени
подготовленности читателя. Вот почему, скажем, Федерико Феллини,
практически, не занимался экранизациями, а делал сплошные экспромты
своих видений, воплощенных в воздушных образах, в таких, к пример, как
Клаудио Кардинале выходит в белом из прозрачного леса, когда
прогуливаются воскресшие тени бывших людей, и пьют целебную воду. Лучший
кадр во втором фильме о доме в Нащокинском переулке – когда сам автор
Владимир Мелетин входит в предполагаемую коммунальную квартиру в
потемках, и говорит, что там-то была комната таких-то, а там – таких, и
что напротив кухни он сам жил с мамой. А еще была комната соседки, у
которой первой появился телевизор КВН-49, и маленький Володя Мелетин
садился перед ним на стул и смотрел телевизор. Именно телевизор, а не
то что в нем показывалось. Это было неважно. Сетка ли там, или утренняя
гимнастика. Просто он смотрел телевизор. Лучшие кадры фильма сняты на
улице. Я уже просто не переношу замкнутое пространство с говорящими
людьми. И еще не приемлю сплошные фотокарточки, как для неграмотных.
Упоминается Елена Булгакова – в кадр влезает её карточка. Это что
букварь? Для людей не имеющих воображения? Если убрать все фотокарточки
из фильма, то он значительно улучшится. Комната – это порок
телевидения. Почему Мариэтта Чудакова сидит на диване в комнате, а не
на скамейке на, допустим, на Гоголевском бульваре? О Мандельштаме
сказано примитивно, плохо. Леонид Видгоф едва ли понимает всю
трансцендентность этого поэта, и говорит ужасными словами из канцелярии
литфонда, точно так же, как Паша Нерлер, придавленный наукообразием.
Телевидение - это убийца жизни. Это сплошной павильон, как у Карена
Шахназарова на Мосфильме, бутафорию которого смотреть просто уже
противно. Всех нужно было снимать на улице, с городскими шумами, с
московским воздухом. А то, что ОТК телеканала будет придираться к этому
шуму времени, так наплевать на ОТК, которых пора разогнать со всех
каналов, и вывести камеру на улицу.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
И он вышел на
улицу. Мессир Воланд стоял на балконе дома Пашкова и озирал Москву. В
картину ворвался воздух. Великолепные панорамы сверху центра Москвы. Я
помню то время, когда из рук в руки передавали журнал «Москва», где был
напечатан изкупюренный роман «Мастер и Маргарита». В 11 номере за 1966
год и в 1 номера за 1967 год. Но тогда у меня уже было американское
полное издание, с которого ксерили копию за копией. Самиздат был в
самом расцвете. В третьем фильме много воздуха. И даже умиляет
фотография писательского дома, на стене которого мелом крупно было
написано: «Здесь жил М.Булгаков». Заставка студии Влдадимира Мелетина –
вращающаяся куколка. Из фильма стало понятно, почему она там. Мать
Владимира Мелетина, родившегося в этом писательском доме, была
балериной. Очень интересны старые кадры с Сергеем Ермолинским, другом
Булгакова, у которого Булгаков жил в Мансуровском переулке. Там и
сейчас стоит домик мастера. Да и воспоминания Сергея Ермолинского, на
мой взгляд, самые достоверные и художественные о создателе «Мастера и
Маргариты». И как гаснет рядом с ним чиновник от литературы Константин
Симонов, которого разве что спасает его сын Алексей Симонов,
рассказывая историю публикации романа в журнале «Москва». Дом в
Нащокинском переулке превратился в дом Михаила Булгакова. Все другие в
домовой книге персонажи завяли, не выдержали конкуренции с мастером.
Разве что один Осип Мандельштам, слабо представленный, мог бы на равных
выступать с Михаилом Булгаковым.
Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны…
Наши речи за десять шагов не слышны…
"Наша улица” №156 (11)
ноябрь 2012