суббота, 14 июля 2012 г.

АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ



На снимке (слева направо): Юрий Кувалдин и Александр Бурдонский у школы в Староконюшенном переулке, где учился Александр Бурдонский (август 2003).

Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Москве. Окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). Режиссер Театра Российской Армии. Народный артист России. Сын Василия Иосифовича Сталина.

Одинокий парусник, на борту которого много преданных учеников, молодых актеров, которых он пестует. Театр, который существует в его фантазиях, замыслах, ярче, богаче того, что удается сделать в условиях реальной жизни на сцене. Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 г. в семье Василия Иосифовича Сталина и Галины Александровны Бурдонской.азлука с матерью в детстве, длившаяся восемь лет, не помешала Александру познать мир искусства и навсегда влюбиться в театр. С ранних лет его жизнь наполняли сказки Уайльда, чуть позже более серьезная литература, необычные люди и...театр, театр, театр. "Снегурочка" в Малом театре, "Учитель танцев" в Театре Красной (Советской, Российской) Армии и балет "Красный мак" в Большом театре настолько потрясли мальчика, что восхищение Галиной Улановой он пронес через всю жизнь, а увиденное при свете рампы старался запечатлеть в своих рисунках. Но очарование длилось недолго.
В 1951 г. по воле отца Александр отправляется в Калининское суворовское училище. И, наверное, именно в этот момент жизни, в юноше стал зарождаться Режиссер. Вот как Бурдонский сам об этом говорит: "Мне кажется, все мои режиссерские качества выросли из такого понятия, как противостояние". В училище, пробыв два года, Бурдонский столкнулся с атмосферой грубого языка, с которой не был знаком до этого. Долгие месяцы пребывания в КСУ Александру скрашивала литература, в частности, книги Ги де Мопассана.
После смерти Иосифа Сталина Александр Бурдонский вместе со своей сестрой Надеждой возвращается к матери, вновь погружаясь в мир искусства. Книги Алексея Попова и Константина Станиславского, такие спектакли, как "Дни Турбиных" театра им. Станиславского в постановке Михаила Яншина с Лилией Гриценко и "Собака на сене" с Марией Бабановой укрепили желание юноши избрать профессию режиссера. После седьмого класса Александр Васильевич поступает в Театрально-техническое художественное училище, параллельно участвуя в самодеятельности в Доме пионеров в Тихвинском переулке. "В ТХТУ решил пойти потому, что хотел быть ближе к театру. Я считал, что мне главное было видеть настоящий театр. Я знал все труппы, все театры. Я обожал, как и отец, Добржанскую. Все, что она делала, мне казалось, что она делала гениально. Я любил очень Эфроса. Его спектакли для меня были тоже откровением. В свое время меня ошеломили Товстоноговские “Мещане”. Огромное впечатление производили “Варвары”, - говорит об этом времени Александр Васильевич. Позже Бурдонский поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. Но и здесь Александра не покидало желание избрать режиссерскую стезю, на что Олег Ефремов говорил ему: "Чтобы овладеть профессией режиссера важно знать психологию актера".
В 1966 г. Александр Бурдонский поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель. По сей день Александр Васильевич с восхищением вспоминает о своем учителе: "Она была гений, она меня вскрыла, она сумела распаковать меня. Мария Осиповна сумела не просто научить меня, а помогла мне заговорить своим голосом". Поступив в институт Александр одновременно экстерном заканчивает школу и получает аттестат зрелости. Годы счастья учебы в ГИТИСе сопровождало страстное желание учиться, сутками пропадая в стенах института. По окончании ГИТИСа в 1971 г. Бурдонского приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечину" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки в 1972 г. главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В.Бурдонскому остаться в Театре Армии. Предложение было принято, хотя его, к примеру, звал Олег Ефремов работать во МХАТ. Главным вопросом в работе стал выбор литературного материала для постановок: "И тут главное, мне кажется, было не плыть по течению, а уметь задуматься и оглядеться, подвергнуть сомнению правильность принятого решения и опять искать, искать тот единственно верный путь в творчестве, то единственное дело, которому не жалко отдавать всю жизнь без остатка".
Помимо Театра Армии Александр Бурдонский поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А.Чехова, "Вассу Железнову" М.Горького и "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса.
Наряду с театром Александр Васильевич Бурдонский в течение десяти лет вместе с Элиной Быстрицкой преподавал в ГИТИСе (РАТИ).
Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссером Молодежного театра.
Спектакли, поставленные в ЦАТРА:
"Тот, кто получает пощечину" Л. Андреева
"Дама с камелиями" А. Дюма-сына
"Снеги пали" Р. Феденева
"Сад" В. Арро
"Орфей спускается в ад" Т. Уильямса
"Васса Железнова" М. Горького
"Ваша сестра и пленница" Л. Разумовской
"Мандат" Н. Эрдмана
"Условия диктует леди" Э.Элиса и Р.Риза
"Последний пылко влюбленный" Н. Саймона
"Британик" Ж.Расина
"Деревья умирают стоя" А.Касоны
"Дуэт для солистки" Т.Кемпински
"Шарады Бродвея" М.Орра и Р.Дэнем
"Арфа приветствия" М. Богомольного
"Приглашение в замок" Ж.Ануйя
"Дуэль королевы" Д.Маррелла
"Серебряные колокольчики" Г.Ибсена
"Та, которую не ждут..." А.Касоны