воскресенье, 15 марта 2009 г.

ЮРИЙ МАЛЕЦКИЙ В ЖУРНАЛЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА "НАША УЛИЦА"


















Юрий Иосифович Малецкий родился в 1952 году в Куйбышеве (Самара). Окончил Филологический факультет Куйбышевского университета. Под псевдонимом Юрий Лапидус в 1986 году дебютировал в “Континенте” (повесть “На очереди”, № 47–48). Печатался в “Знамени”, “Новом мире”, “Согласии” и др. журналах. С романом “Любью” вошел в шорт-лист претендентов на Букеровскую премию. Постоянный автор “Континента”. Короткое время занимал пост заведующего отделом прозы журнала "Новый мир" (1995), где сразу же хотел напечатать несколько произведений Юрия Кувалдина, но объединившиеся сотрудники редакции во время борьбы за должности и власть в журнале этого сделать не дали и сместили Юрия Малецкого с поста. В 1996 году некоторое время был главным редактором журнала "Грани", в котором напечатал выдающуюся повесть Юрия Кувалдина "Вавилонская башня" ("Грани" № 181, 1996год). В том же 1996 году эмигрировал в Германию. Юрий Кувалдин в своем Издательстве "Книжный сад" издал большую книгу прозы Юрия Малецкого "Убежище" (Юрий Малецкий. Убежище. Роман. Повести и рассказы. М., “Книжный сад”, 1997, 576 стр., 1000 экз. Первая книга известного современного прозаика, чей роман “Любью” был определен букеровским жюри как один из шести лучших романов 1996 года (см.: “Новый мир”, 1997, № 2). Кроме романа “Убежище” в книгу вошли повести “Ониксовая чаша”, “Хорошего понемножку”, “Неподдельная дружба народов”, “Баллончик”, рассказы “Привет из Калифорнии”, “Огоньки на той стороне”, “Юрий Гагарин” и “На очереди”.).
Юрий Кувалдин писал о творчестве Юрия Малецкого в газете "Сегодня" (24 июня 1995):
"Как странно звучит в наше время фраза: “Этот человек работает над собой”. Роман Малецкого об этой странности. Герой работает над собой, выковывает свой дух, становится терпимым, культурным, мудрым. И иногда из убежища в живую жизнь окунается, чтобы прокормиться, подзаработать. За прилавком встречает красавицу по форме, но непаханую целину по содержанию.
И, как знаменитую Галатею, формирует ее. Прежде из ее изящных уст слетали человекоподобные слова: “тащусь”, “по жизни я...”, “прикол”, “навар” и т. д. А через некоторое время, поскольку герой говорил с ней великолепным литературным языком, она стала употреблять обороты вроде: “Тебе это, может быть, покажется глупым, но я другого мнения...” Не так уж безнадежен путь культурного прогресса!
Мне, читателю, не скрою, хочется подражать герою в самосовершенствовании, и мне, как и ему, при чтении начинало казаться, что наше время обнажило истину о несостоятельности, никчемности каких-либо “тонких” и “глубоких” мыслей, убеждений, непрактических знаний, равно как и людей, ими обладающих.
Мне казалось, ничто не имеет значения, кроме денег и умения их делать.
На поверхность с илистых низин вынырнули не люди, а головастики, расселись по “мерседесам”, приватизировали все и вся, а нас, что-то там соображающих, ткнули каблуком, чтобы мы летели в тартарары. Животная стихия вырвалась наружу, мышцы с автоматами, стадо.
Цитирую слова героя: “Я чувствовал себя жалким нулем, недотыкомкой; и вот вдруг кто-то окликнул меня по имени в темноте, напоминая о том, что я не один такой, что мы, не зная друг друга, бредем в одной упряжке вброд через наше поганое время, через свободу грабить и быть ограбленным, бредем неведомо куда и зачем, но Куда-то, но Зачем-то. Значит, и я нужен, и я учтен, неслучаен, и без меня не обойдутся”.
С этой точки зрения повествование от первого лица Юрия Малецкого я всецело принимаю, потому что это - лицо".