понедельник, 19 июля 2021 г.

Вера Калмыкова МАТЕРИЯ ТИШИНЫ О творчестве художника Павла Шербаума

 


Вера Калмыкова

 

МАТЕРИЯ ТИШИНЫ

О творчестве художника Павла Шербаума

 

В искусстве XX века тема тишины закреплена за Джорджо Моранди.
Категории художественного времени и пространства организуются сознанием, волей, структурой личности художника, а она определяется характером дарования и опытом его реализации. Дар, помимо прочего, есть способность видеть мир недосотворённым, нащупывать в нём пустоты и заполнять их по мере сил. Порой неоконченность творения мешают ощутить людские шумы, претендующие выглядеть звуком; иногда претензии даже кажутся убедительными, и лишь по прошествии времени становится понятно: нет, только шумело. Чтобы отделить творящую пустоту от пустоты перенасыщенной, требуется тишина.
Не обязательно это «ноль звука». Скорее очень избирательное звучание в высокой концентрации, настолько плотной, что кажется - материя исчезает, уничтожая саму себя.
Моранди годами переставлял на одной и той же плоскости некоторое, очень ограниченное количество предметов, добиваясь именно концентрации. Он знал, что, как и чем должен заполнить, и делал свою работу.
Похоже, Павел Шербаум, углублённо работающий с материей тишины, тоже нашёл свой пробел - или провал - в мироздании. Или эта лакуна нашла его: кто, собственно, скажет точно? Недаром сам художник признаётся: «Бывает, что вы садитесь писать то, что планировали, но в ходе работы задача меняется сама собой».
Очень частый ход Шербаума в графике последнего десятилетия - лишать изображённый предмет части его облика, обрывая привычные в обыденности контуры. Видимо, там, где стиральная доска, натуралистически-узнаваемо решённая ближе к центральной части листа, вдруг растворилась на бумаге, упала в молоко листа, словно утратив по забывчивости правый край, - и проходит граница той области, которую художник интуитивно ощущает своей: там он может что-то добавить к существующему, в действительный мир, а на шаг в сторону - уже нет, там бытие в наличии. Подробности для Шербаума и будут тем самым шумом. Но он не рвёт абрис, не искажает очертаний: они просто растворяются, не оставляя ощущения нужности, и даже не домысливаются зрителем - зачем?
При этом на натюрморте всегда есть предмет, обычно маленький, воссозданный едва ли не иллюзионистически. Полномочный представитель действительности, он воспринимался бы натуралистически, но незанятая изображением часть листа выводит его с поля, закреплённого за обманкой (тромплеем).
К этой манере Шербаум двигался постепенно, доступными художнику способами нащупывая свою среду обитания. Графические работы 2000-х годов ещё совершенно пространственны: плоскости заполнены, бумаге отведена служебная роль. Но прошло сколько-то лет, и лист стал тем, чем и должен быть - изобразительным средством, активным компонентом произведения. Художник говорит: «Хочу сохранить плоскость листа, а не создать иллюзию настоящего пространства».
Присмотримся, однако, к колористическому решению произведений, созданных в 2000-е. Оно приближается к... цвету бумаги: акварельной, торшона или крафта, не так важно. Важнее, что пейзаж с лодками или деревьями тяготеет к фактуре графических средств куда в большей степени, чем к натуре.
Чего здесь нет - так это человеческого действия и уж тем более воздействия. Мир явлений и предметов пребывает в покое, сам по себе, в лёгкой дремоте, забвении своего утилитарного назначения. Его время - бесконечно длящееся сейчас, безусловно недостижимое в практическом плане и открытое на листах.
Приглашённое к пребыванию «сейчас» у Шербаума длится и длится, пространство выходит из него, как некогда Вселенная из мизерабельного сгустка материи.