суббота, 4 июня 2022 г.

На снимке: картина художника Александра Трифонова «Московский дворик», 2013 (В постоянной экспозиции музея). РУССКИЙ ГОРОД: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


 

На снимке: картина художника Александра Трифонова «Московский дворик», 2013 (В постоянной экспозиции музея).

РУССКИЙ ГОРОД: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В.Б. Махаев, кандидат искусствоведения. Саранский государственный музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Республика Мордовия).

Город является одной из самых популярных тем изобразительного искусства. Созданные в разных техниках изображения города, прежде всего, имеют историческую ценность, так как сохраняют для потомков меняющийся облик и дух места, подчас радикально изменившегося с момента создания архитектурного пейзажа. Кроме документальной фиксации городского пространства ценным является субъективное отношение художника к городу в целом, к конкретному месту в нем. Его живые, непосредственные наблюдения всегда окрашены личными эмоциями, которые передаются зрителю. Некоторые произведения, выполненные в жанре архитектурного пейзажа, являются выдающимися произведениями национального искусства, воплотившими эпохальные представления о национальном пейзаже и отечественном городе. Искусствоведов всегда интересовало, как отечественные художники изображают город - столичный или провинциальный.

Нами выбраны 11 живописных произведений, хранящихся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (постоянная экспозиция, разделы современного отечественного искусства и современного искусства Мордовии). Среди авторов архитектурных пейзажей - прославленные мастера и художники менее известные, столичные и провинциальные живописцы, творившие в середине прошлого века и работающие сегодня. На их полотнах предстают города с разной архитектурой - древнерусской и классической, советской и современной. Различаются и творческие манеры художников - от документально-реалистической до условно-символической. И, тем не менее, все они пытаются понять и показать отечественный город с объективной стороны, насколько это возможно в искусстве - как пространство очеловеченное, накопившее большое культурное наследие, пространство больших достижений и нерешенных проблем. Перед нами образы городской среды - наполненной горожанами и безлюдной, одухотворенной прославленными зодчими и выхолощенной экономичной индустриальной застройкой, живущей в гармонии с природой и природу уничтожившей. Каждый художник пытается найти особый дух места, выражающий духовную суть конкретного пространства, его ауру. Таким предстает город в произведениях 11 художников - вероятно, самый сложный объект, когда-либо созданный человеком и живущий по собственным градостроительным законам.

Нами были выбраны архитектурные пейзажи московских художников А.А. Осмеркина, В.М. Иванова, В.Н. Ржевского и А.Ю. Трифонова, ленинградского художника А.В. Любимовой, псковского художника П.П. Оссовского, саранских художников А.И. Кияйкина, В.Ф. Якутрова, В.И. Кабанова, В.А. Карасева и М.Н. Ямбушева. Они работали в разное время и в разных манерах, отдавая дань выбранному стилю и выбранному городу, которые побуждали каждого автора к художественному высказыванию. Наша задача - не оценивая качество живописи, сопоставить художественные образы города, созданные живописцами, с объективной архитектурной реальностью.

Начнем с древнерусской архитектуры, которую запечатлел Анатолий Иванович Кияйкин (1962) - заслуженный художник РФ (2015), лауреат Государственной премии РМ (2003). Живописец, график и педагог, он является автором серии живописных и графических произведений, посвященной северным русским монастырям. Одно из них - картина «Соловки. Светает» (картон, масло; 2003).

 

Уникальный Соловецкий монастырь - один из ярчайших символов средневековой истории России. В реалистической манере А.И. Кияйкиным показан вид, открывающийся со звона Успенской колокольни на юг, на северный фасад Спасо-Преображенского собора и южные окрестности монастыря. Слева виден угол крыши Никольской церкви с главкой. На втором плане просматриваются две приземистые башни - Архангельская и Прядильная. Стена собора окрашена поднимающимся северным солнцем в розовый цвет. Крупно изображены детали здания: центральная шатровая глава с громадной луковицей, покрытой серебристым лемехом, три главки на деревянных килевидных крышах, парные кокошники. Торжественно возвышаются неприступные каменные громады: это величественный форпост Русского государства на Севере.

Обратимся к истории легендарного места. Спасо-Преображенский монастырь расположен в Архангельской области, на Соловецком острове в Белом море. Ставропигиальный (подчиняющийся Синоду) мужской монастырь возник 1420-х гг., в середине XVI в. был отстроен в камне, в XVII в. являлся одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ансамбль монастыря представляет пятиугольник массивных стен с семью воротами, восемью башнями, внутри ограды размещаются соединенные переходами Успенский и Спасо-Преображенский соборы, церкви Благовещения, Николаевская и Троицкая, жилые и хозяйственные постройки. Монументальный суровый облик монастырской крепости передается древним храмам. Пятиглавый Спасо-Преображенский собор поднят на высокий подклет, его стены резко скошены, а цоколь выложен булыжником, чтобы при обстреле ядра рикошетировали. При этом силуэт ансамбля, образованный церковными главами, отличается прихотливой живописностью.

В 1635 г. в монастыре будущий патриарх Никон принял постриг, до 1639 г. он выполнял литургии и руководил монастырским хозяйством (жизнь и деяния Никона - тема ряда произведения А.И. Кияйкина). В течение двух столетий монастырь использовался как место ссылки православных еретиков и опальных деятелей. В 1923-1933 гг. в монастыре действовал лагерь ГПУ (Северные лагеря особого назначения, СЛОН), где отбывали наказание политзаключенные и уголовники. В 1974 г. был организован Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1992 г. ансамбль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 г. - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Художник А.И. Кияйкин точен в деталях, он не только любуется архитектурой и воспевает монастырскую историю, он исследует формы русской материальной культуры средних веков. Так, в своем пейзаже он показывает луковицы, покрытые деревянными пластинками - лемехом, придающим сферической форме чешуйчатую фактуру. На фасаде собора художник изображает парный навес над окнами килевидной формы. Такая криволинейная форма хорошо отводит дождевую воду и придает фасаду изящный вид. Шатровое покрытие крепостной башни выполнялось из дерева и завершалось башенкой с прапором. Все это художник передает документально точно, но не сухо, а наполняя традиционный архитектурный пейзаж возвышенными эмоциями.

 

Иначе понимает художественную традицию Александр Юрьевич Трифонов (1975) - член Творческого союза художников России и художественного объединения «Круговая порука». Живописец, театральный художник он является автором серии театрализованных архитектурных пейзажей. Среди них выделяется «Московский дворик» (х., акрил; 2013).

 

А.Ю. Трифонов создал свой художественный язык, соединив образы классического искусства, геометризм русского авангарда и условность сценографии. Реальные объекты превращаются у него в супрематические объемы, а геометрические тела наполняются жизнью и оживают, и все вместе вступают друг с другом в странную игру. В такой условной манере изображена белая церковь - шатровая колокольня с крохотной черной луковицей, пятиглавый белокаменный храм, перед ними пара потемневших деревянных сараев, слева каменный посеревший дом с черными дырами окон, в палисаднике обрубки двух деревьев - длинные скрестившиеся конусы. На переднем плане из сугроба выглядывает крышка выгребной ямы. Городской пейзаж, сведенный до узнаваемого знака национального пейзажа.

Работа А.Ю. Трифонова отсылает к хрестоматийному произведению классика русского искусства В.Д. Поленова. В 1878 г. знаменитый художник-передвижник изобразил на полотне «Московский дворик» задворки квартала: двухэтажный ампирный особняк, сараи и церковь. Одна из самых известных картин В.Д. Поленова демонстрирует бытовую сценку на фоне обыкновенного для русского города архитектурного фона. Между тем, повседневность была показана художником с такой проникновенной теплотой и любовью, что пейзаж сразу же стал привлекательным символом патриархального быта и поэтическим образом национального ландшафта.

В пейзажах В.Д. Поленова и А.Ю. Трифонова высокое и низкое сосуществуют в единой среде, показывая жизнь во всех ее бытовых и духовных проявлениях. На втором плане пейзажа силуэтно выделяется церковь Спаса Преображения на Песках. Пятиглавый храм с шатровой колокольней был выстроен в 1711 г. в стиле нарышкинского барокко. Шатровая колокольня появилась в русской архитектуре в XVII в., до этого времени строились шатровые деревянные церкви и шатровые церкви-под-колоколы. В начале XX в. на колокольне звонил легендарный музыкант Константин Сараджев. В 1956-1993 гг. в здании размещалось объединение кукольных фильмов студии «Союзмультфильм». Служба была возобновлена в 2006 г. Ныне здание, расположенное в историческом центре столицы между проспектом Калинина и Арбатом, имеет статус памятника федерального значения.

Внизу справа показан утилитарный элемент домового хозяйства - выгребная яма (творило). Принимавшее нечистоты из дома творило было облицовано и гидроизолировано, по мере наполнения яма опустошалась городскими ассенизаторами и закрывалась дощатой крышкой, которая на полотне А.Ю. Трифонова кажется супрематическим квадратом. Доведенный художником до эмблемы каждый пазл старого русского города складывается в мозаичную ностальгию по утраченному прошлому.

 

К уходящей культуре обращался в своих произведениях Александр Александрович Осмеркин (1892-1953) - член художественного объединения «Бубновый валет», живописец и педагог. Известны его архитектурные пейзажи Ленинграда, Москвы, Подмосковья, Армении. В годы Великой Отечественной войны был написан пейзаж «Кладезная Троице-Сергиевой Лавры. Загорск» (х., м.; 1944).

 

В годы военного лихолетья древнерусская архитектура, пострадавшая от фашистского варварства, предстала символом Отечества, его многовековой героической истории. Изменилось отношение большевистской власти и к Русской православной церкви, которая также включилась в борьбу с фашизмом. А.А. Осмеркин изображает живописный уголок Троице-Сергиевой Лавры как любимую частичку родины, спасенную от врага. Художник показывает вид на Успенский собор и Кладезную часовню с Келарской башни, встроенной в западную стену монастыря. Паперть собора прикрыта могучими деревьями, сверху высятся громадные купола собора - боковые рыжеватые, центральный голубой. Часовня кажется яркой декоративной игрушкой, лежащей на изумрудной полянке и освещенной ласковым утренним солнцем.

Расположенная в Подмосковье Троице-Сергиева Лавра - крупнейший монастырь Русской православной церкви. Основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, монастырь прошел многовековую историю, став центром образовательной и издательской церковной деятельности, средоточием бесценных памятников истории и культуры. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, созданный в XV-XIX вв., включает более 50 зданий, среди них 11 храмов. Возведенный в 1423 г. Свято-Троицкий собор хранит мощи преподобного Сергия Радонежского. Громадный пятиглавый Успенский собор был возведен в 1585 г. по архитектурному канону одноименного собора московского Кремля. В 1993 г. архитектурный ансамбль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слева от входа в Успенский собор размещается усыпальница Годуновых, справа - Успенская Кладезная часовня. В 1644 г. близ юго-западного угла Успенского собора открылся источник целебной воды, тогда же был устроен колодец. В конце XVII в. над колодцем построили четырехъярусную часовню, нарядно-вычурная, многоцветная композиция которой вобрала стилистические особенности нарышкинского барокко. Первый ярус часовни прорезан громадными окнами с массивными наличниками и украшен угловыми витыми колонками, второй восьмигранный ярус обнимается аркатурой с проемами и завершается куполом. Верхние ярусы раскрашены под граненый руст и завершаются луковицей. Красно-белая колористика, обилие резных белокаменных деталей часовни контрастируют с лаконичными белыми фасадами собора.

Художник не старается фотографически точно воспроизвести замысловатые формы часовни, он намечает их в массах, не прорабатывая детали. Так показан люнет - проем под распалубкой свода, окошко в скатной крыше, украшенное фигурным наличником. Таким же образом изображена витая колонна - спиралевидная форма столбика, которая использовалась в русском барокко XVII в. Тем не менее, геометрия пейзажа выстроена преднамеренно: художник избрал верхнюю точку для изображения часовни, потому что в этом ракурсе она вписывается в прясло собора. Прясло - в древнерусском зодчестве часть стены каменного здания, ограниченная тонкими выступами, пилястрами или лопатками. Прясло собора завершается полукружием, которое на картине А.А. Осмеркина обнимает часовню сверху. Часовня как бы прижимается к собору - так в поисках защиты ребенок прижимается к отцу. В ярком многокрасочном пейзаже радостно звучит мотив спасения - и в его светском значении (столица не была сдана врагу, а Загорск являлся прифронтовым городом), и в архитектурном (спасен чистый источник) и в его высоком религиозном смысле…