суббота, 19 марта 2022 г.

НАТАЛЬЯ РОЗЕНБЕРГ ЮБИЛЕЙ 70


 

НАТАЛЬЯ РОЗЕНБЕРГ ЮБИЛЕЙ 70

родилась 18 марта 1952 года

 

Андрею Платонову

 

Вот у писателя Платонова есть повесть,

одна из ранних: «Епифанские шлюзы»,

на тему исторического факта,

поведанного страстным существом

мятущимся в иссушенном пространстве,

пытаясь увлажнить сухую землю

усильем точной инженерной мысли,

сбежавшим от семьи, привычных благ

цивилизации в засушливые дебри.

Он всей душой к работе распалился

от созерцанья брошенных конструкций

не оправдавших чаяний Петра…

Писатель вздумал воссоздать пространство

на месте пересохшего канала

и озера, ушедшего под землю,

подобно заколдованному зелью,

с пересеченьем судеб иностранцев

рассудочного разума посланцев

с просторами неведомой страны,

царём неудержимым и ужасным…

Читая, я слегка обезумела,

давление испытывая страсти

превосходящей мой потенциал,

родимый, собственный -

платоновским громадным,

не позволяющим подстроиться

и сладить с его строкой

насильственной, но складной,

пружинно сжавшейся в комок,

толкая в беспокойную тоску,

гудящей грозно между строк,

особенно под словом «ирригатор» ...

Писатель, сам являясь инженером,

самим нутром, до косточек хребта,

извлёк на свет державного Петра,

втащил за шиворот, под скрежет топора,

из бесконечного российского вчера,

сорвал с него рубаху романтизма

так откровенно, в кровушке осклизлой…

Не удержавшись, рухнула гора,

теперь каменьев тяжких не собрать,

я больше никогда не буду прежней

печальной и обиженно мятежной

до буковки последней дочитав,

повествование из огненного мрака,

тоскуя, как приблудная собака 

в платоновском устройстве бытия.

 

«У кровати роженицы пахло говядиной и сырым молочным телком, а сама Мавра Фетисовна ничего не чуяла от слабости, ей было душно под разноцветным лоскутным одеялом - она обнажила полную ногу в морщинах старости и материнского жира; на ноге были видны желтые пятна каких-то омертвелых страданий и синие толстые жилы с окоченевшей кровью, туго разросшиеся под кожей и готовые ее разорвать, чтобы выйти наружу; по одной жиле, похожей на дерево, можно чувствовать, как бьется где-то сердце, с усилием прогоняя кровь сквозь узкие обвалившиеся ущелья тела».

Кто не воплотил себя в Слове, тот и не жил. Не было его на свете. Приговор суровый, но верный. Я говорю об этом с регулярностью маятника, который хочет быть судьбою каждого живущего. Наталья Розенберг не просто слышит меня, она с чувственным поэтическим мастерством исполняет эту максиму. Наталья Розенберг являет собой образец истинной поэтессы, работая в одном ряду с Мариной Цветаевой и Осипом Мандельштамом, с поэтами классического философского строя.

 

Юрий КУВАЛДИН