четверг, 10 ноября 2022 г.

Марина Русецкая НОСТАЛЬГИЯ эссе


 

Марина Русецкая

НОСТАЛЬГИЯ

эссе

 

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru

 

«Моя родина - русский язык.
Я родилась в русском языке»
/Из интервью Семену Мирскому
для радио «Свобода». 1990г./

 

Я родилась в русском языке. Процесс этот был довольно длительным. Во всяком случае, мне понадобилось сорок лет для того, чтобы эта мысль утвердилась во мне и стала фактом.
Говорят, чтобы научить человека плавать, его просто бросают в воду. Со мною, видимо, произошло именно так. Со времени своего появления на свет, я была брошена в житейское море, и сразу утонула, оказавшись на самом его дне, в коммунальной квартире одного из домов города Санкт-Петербурга.
С самого раннего детства, с утра до вечера, я слышала грубую брань соседок. Казалось, что победителем в этих словесных перепалках станет тот, кто унизительнее и жестче сможет оскорбить противника. Надо сказать, что мои соседки в этой брани настолько преуспели, что за всю свою последующую жизнь, которая на каждом шагу изобилует именно таким разговорным стилем, с подобными выражениями мне больше не приходилось сталкиваться. Иногда, я закрывала глаза, и мне слышалось, что это не люди ссорятся между собой, а лают злые собаки.
Как мы думаем, так мы и говорим, а как мы говорим, так мы  и живём. А квартира жила склоками и скандалами. Соседки воровали друг у друга, дрались. В редкие моменты перемирия, мои соседки пили водку и, надрывно фальшивя, пели русские песни и модные эстрадные шлягеры. Всё это вызывало одно желание - бежать подальше из дома, благо альтернативных мест время провождения было много и выставки, и библиотеки, и волшебные сады «музея под открытым небом», как называют культурную столицу.
Читать я начала в пятилетнем возрасте и, сколько помню себя, все свободное время проводила за чтением. В нашей семье была небольшая, но хорошо подобранная библиотека русской и зарубежной классики. Я очень благодарна отцу за то, что он увлекался собиранием подписной литературы. В шестидесятые годы это было модно и достаточно сложно. Он мне рассказывал, что ему приходилось ночами ходить отмечаться, чтобы получить подписку на того или иного известного автора.
Погружаясь в мир литературы, я слышала совсем другую речь, другую интонацию, которая предполагала и другую форму отношений между людьми. Я поняла, что есть иная жизнь. Мир благородства, мужества, верности и честности открывался перед моим взором. Авторы этих книг несли эти качества в себе, и через литературу дарили их мне.
Несмотря на все разнообразие стилей, и способов выражения - этот мир, безусловно, имел нечто общее. В нем являлась некая благородная чистая душа, всегда устремленная к совершенству, к лучшему, к свету, к Богу. А то, что сюда входили не только русские классики, но и зарубежные, делало этот мир беспредельным.
Моя родина - русский язык, теперь не ограничивалась одной
нацией, одним народом. Эта родина принимала в себя любого человека земли, способного выразить свое устремление к свету. Эта благородная душа стала видеться мне достижением, усилием всего человечества, живущего и жившего на земле. Главное, что отличало эту жизнь - устремление к свету, к чистоте моральной и нравственной. Проходя через жизненные испытания, герои этих книг прокладывали один путь, имели одно стремление - к Богу, к любви, в которой есть всё самое светлое и прекрасное, всё, о чем может мечтать человек, созданный по образу и подобию Божию.
Мир, совсем не похожий на тот, в котором жила я, все сильнее притягивал меня. Мне самой захотелось говорить на этом языке, потому что только в этом благородном пространстве оживала моя душа.
Появились стихи, песни и рассказы. Так, отталкиваясь от всего грубого, и часто, жестокого, что меня окружало в бытовой, трудной для моего восприятия действительности, я устремлялась в ту, другую. Несоответствие этих двух реальностей - мира любви, честности, верности, и мира безнравственности и беспринципности было так велико, что, казалось, не хватит сил преодолеть это расстояние. Но я стремилась. Моя душа не просто хотела в эту
страну, она рвалась туда с огромной силой, стараясь преодолеть все, что мешало этому единому устремлению.
Книги стали моей родиной, и главной среди них - книга книг - Библия, открыв которую один раз, я уже не могла с ней расстаться, почти каждый день, хоть на мгновенье, заглядывая в нее. Я нашла в этой книге не только ответы на свои вопросы, но и утешение: «…и свет во тьме светит».  Или: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение», (Ев. 1-ое послание Петра 2.2.)
Здесь же, только природа и дети дарили истинную радость моей душе, потому что они не «мыслят зла».
Сегодня я живу в Москве, уже много лет, но речь вокруг меня остается такой же пагубной, с той только разницей, что раньше так разговаривали люди в возрасте, а теперь молодежь и даже дети, копируя взрослых, используют в своей речи ненормативную лексику. Многим даже невдомёк, что в русском языке есть так много возможностей и разнообразия для самовыражения в рамках приличия, что русский язык - это бездонный океан с множеством цветов и оттенков.
С годами, поскольку вокруг меня ничего не менялось, ежедневная жизнь оставалась такой же бедной, трудной, наполненной той же грубостью и уличной бранью, ностальгия моя только усиливалась.
И вот, теперь, когда тоска по родине становится невыносимой, я, как в детстве, беру в руки книгу, и я - дома.

 

                                                           с. «Денисова горка»
                                                           14 августа 1991 г.

 

 

"Наша улица” №276 (11) ноябрь 2022