вторник, 16 октября 2018 г.

СКРЕБИЦКИЙ И КЕВОРКОВ



ВЫСОКИЙ СТИЛЬ

На снимке: Владимир Скребицкий и Ваграм Кеворков (2008).

Я понимаю, когда у тебя рождается настоящее, то структурная организация, стилистическая окраска, ритмическая неоднородность - это и есть голос автора, воплощение голоса, его конкретность. Конечно, голос важнее всего. Художник Александр Трифонов передает звучание голоса картиной "Царь я или не царь?!". В тексте голос передается через молчащие знаки [буквы]. При чтении рукописи книги Ваграма Кеворкова "Романы бахт" я все время слышал цыганское пение: речь идет о том периоде жизни Ваграма Кеворкова, когда он ушел с центрального телевидения и начал работать с Николаем Жемчужным. Это и понятно. А когда я читал, к примеру, роман Владимира Скребицкого "Вокруг чайного стола", мне нужно было представить персонажей до фотографической точности, чтобы понять: как, допустим, Олег Моисеевич Барен говорил, как смеялся, какая у него была походка и осанка, как он держал голову, как двигались его руки - все должно было войти в его портрет, чтобы это был действительно его портрет. Для того же самого, а не для чего иного, чрезвычайно важны все черты текста. Важно, чтобы голос остался словом, а не превратился в акустику, в волновые колебания сами по себе - или, с другой стороны, чье-то произвольное впечатление о голосе. Процесс чтения сходен с процессом писания. Ты входишь в незнакомый текст с некоторой опаской, не приспособившись еще к нему, не определив намерения автора. Конечно, если автор тебе знаком, как Владимир Скребицкий или Ваграм Кеворков, ты дышишь спокойнее, знаешь, что здесь тебя ждут любимые тобой мотивы и композиции, как в музыке, когда речь идет, разумеется, о классической музыке, даже если она авангардна. Классика - это заявленный высокий, даже элитарный стиль.

Юрий КУВАЛДИН