четверг, 6 июня 2019 г.

ЯБЛОКИ ЮРИЯ ДОМБРОВСКОГО




ЯБЛОКИ ЮРИЯ ДОМБРОВСКОГО

Про алма-атинские яблоки есть совершенно невероятной красоты строки у Юрия Домбровского в «Хранителе древностей». Домбровский писал в алма-атинской ссылке, что зелень в этом городе расположена террасами, первый этаж - вот эти акации, а над акациями фруктовые сады, над садами тополя, а над тополями уже только горы да горные леса на них, и что вот сады-то его и путали больше всего: поди-ка разберись, где ты находишься, если весь город один сплошной сад, - сад яблоневый, сад урючный, сад вишневый, сад миндальный - цветы розовые, цветы белые, цветы кремовые. Город в фиолетовой дымке. Алма-Ата как яблоневый сад. От великой прозы взлетаешь ангелом. Я читал про Алма-Ату. Облака были подо мной, как Алма-Ата под художником в дымке долины. 

***
 

Когда-то на Садово-Каретной был кинотеатр "Экран", напротив него или наискосок стояла  пивная  "Три   столба ". Заходим с приятелем после ночного дня рождения, дым  столбом, шум, гам, стоим, проталкиваемся, берем пару кружек пива и тарелку сушек. Выискиваем место у высокого круглого стола как раз у одного из  трех  столбов. Только что от него отошли двое в телогрейках и мы на их место быстро. Стоит напротив некто в измызганном  драповом  пальто  с большими пуговицами, расстегнутый, в майке. По виду можно сказать, сильно пьющий, но интеллигент. В нем сочетается несочетаемое. Небритость, но культурная, развязность, но аристократическая. Черный с сединой чуб спадает на глаза. Я достаю бутылку "Московской" и прихваченный в автомате газировки на улице Чехова стакан. Сначала приятелю. Тот мигом выпивает и запивает пивком. Потом себе, выпиваю, и когда пью, вижу алчущие глаза пьющего интеллигента, в которых написано: налей. Наливаю полстакана, протягиваю. Визави мигом опрокидывает стакан и со смаком облизывает губы языком. Познакомились. Он Юра и я Юра. Он старик для меня, поскольку мне едва минуло лет шестнадцать-семнадцать. Разговорились. Он говорит, что вчера в подвале опять набухались, сегодня сам не свой. Ладно, слово за слово, разговорились. Он говорит, что писатель. Я говорю, какой? Он говорит, что  Юрий Домбровский. Я говорю - не читал. Потом, гуляя по дворам и переулкам, добавили пару бутылок портвейна "777", потом взяли еще на Сретенке ликер "Шартрез", выпили в переулке, куда он просил его проводить, а то захмелел, он жил в Большом Сухаревском, дом 15.
Когда позже, в 66-м году я увидел на прилавке книгу издательства "Советская Россия", Москва - 1966, Юрий Домбровский "Хранитель древностей", я оторопел. Не обманул тот некто пьющий - его рисованная голова была на фронтисписе. А теперь я с удивлением узнал, что ту книгу Юрия Осиповича Домбровского оформил мой приятель, художник Игорь Григорьевич Снегур.



Юрий КУВАЛДИН